|
Янус
Тот - автор и инициатор создания ВШКТ,
президент и генеральный продюсер ВШКТ,
руководитель программы ВШКТ для руководителей
и ведущих специалистов кино и телевидения
"Master of film and television
administration (MFTA)", академик
НАУ (на открытии первого потока Московского
отделения ВШКТ): Наверное, каждый
раз, когда создается новое учебное заведение,
возникает вопрос - зачем? Зачем ещё
одно? Есть простой ответ на этот вопрос
-сидящие здесь первые студенты Московского
отделения ВШКТ проголосовали за то,
чтобы нашей школе быть. Более того,
нам
|
удалось
сформировать по-настоящему хороший,
крепкий первый поток. Ребята еще этого
не знают, они еще познакомятся между собой,
но мы их уже всех знаем, с каждым мы пообщались
на предварительном отборе и на экзаменах,
с некоторыми по два, по три раза, а некоторых,
в порядке исключения, даже приняли к себе
на работу. Так сказать, практика, не отходя
от теории. К сегодняшнему дню шли три
года, от идеи к реальности, строили, разрабатывали
программы и методики, подбирали людей
- педагогов, мастеров и нашли, на наш
взгляд, лучших - руководителем первой
актерской мастерской стал безусловно главный
человек в нашей школе, председатель художественного
совета ВШКТ, народный артист СССР Армен
Джигарханян, руководителем первой режиссерской
мастерской стал ректор ВШКТ, народный
артист России, лауреат премии "ОСКАР"
Владимир Меньшов, а первую продюсерскую
мастерскую возглавил человек, без которого
наша школа просто бы не состоялась, научный
руководитель ВШКТ, президент Фонда Ролана
Быкова, заслуженный деятель искусств России,
профессор Армен Медведев.
|
|
Армен
Медведев - президент Фонда Ролана Быкова,
научный руководитель ВШКТ, руководитель
первой продюсерской мастерской ВШКТ,
заслуженный деятель искусств России,
профессор (на открытии первого потока
Московского отделения ВШКТ): Действительно,
как случилось, так случилось - мы вместе.
И в силу разных обстоятельств, о чем
я не жалею, я согласился с Янусом Константиновичем,
чтоб вести мастерскую продюсеров. Сразу
оговорюсь, дело абсолютно новое. Вот
коллеги не дадут соврать, что программы,
скажем, такой творческой, методически
|
обоснованной,
по подготовке продюсеров просто в мире
не существует. Профессия эта к нам пришла,
можно сказать, последнее десятилетие.
При чем, что ни продюсер, то единственный
в своем роде случай. При чем, даже в мировом
масштабе. Вот Леонид Исаакович Ярмольник,
которого мне очень приятно здесь видеть,
уже будучи звездой, стал продюсером, а
вот Майкл Дуглас сначала был продюсером,
а потом уже стал актером-звездой. Так
что складывается по-разному. Конечно это
профессия новая. И на первых порах, когда
у нас в титрах появилось это слово - продюсер,
по сути, это было, как бы перелицованное
понятие - директор картины, администратор
и так далее. И это тоже. Но, я думаю и
верю, что когда мы обращаемся к опыту
современного российского кино, вспоминаем
таких людей, как Игорь Толстунов, Сергей
Сельянов, Владимир Досталь, вспоминая
второй раз, Леонид Ярмольник, то за этой
профессией проявляется нечто большее,
проявляется, я бы сказал, лидерство. Не
в обиду режиссерам, каждый занимается
своим делом и труд каждого бесценен, но
продюсер, по замыслу божьему, мне кажется,
- это прежде всего лидер кино, который
определяет облик кино, его направления,
его поиски. Вот мы с вами вместе и обнаружим
этот нерв профессии, нерв призвания, нерв
обета продюсерского, нахождение которого
чрезвычайно полезно, а можно сказать и
так - жизненно важно в первую очередь
для нашего российского кино, как впрочем,
и для всего мирового кино. Будем экспериментировать.
Будем ошибаться. Единственное, я могу
обещать, что на наших занятиях не будет
скучно. Формальности, как здесь уже было
сказано, не будет. Так что вместе будем
изобретать если не велосипед, то, наоборот,
какие-то суперсовременные средства передвижения.
Вот здесь Борис Криштул - один из авторитетов
и знатоков истории продюсерского дела,
с ним вы также будете встречаться и много
полезного почерпнете. Вам потребуется
литературная эрудиция, знание актера и
оглядка на конкурента. В общем, мы затеваем
детектив со счастливым концом. И все вместе
этого счастливого финала добьемся.
|
|
Борис
Криштул - ведущий историк продюсерского
дела в России и за рубежом, автор первого
учебника по специальности "Кинопродюсер",
заслуженный деятель искусств России,
доцент (на открытии первого потока Московского
отделения ВШКТ): Одно вам скажу
- вы вступаете в очень интересное дело.
Правда, оно полно таких неожиданных
препятствий, проблем, задач, которые
может решить только по настоящему влюбленный
в эту профессию человек. Поэтому, если
вы этим не горите, то все превратиться
в абсолютно бесполезное и бессмысленное
занятие.
|
Рвение,
горение, желание преодолеть, быть первыми,
наперекор всему. Когда Джеку Уорнеру говорили,
ты что делаешь, первый звуковой фильм в
27-м году, надо в пять раз занять больше
денег, все прогорят. Даже Чарли Чаплин говорил,
звук это смерть для кино. Уорнер рискнул
и победил. Так что, интереснейшая профессия…
Ночи напролет не спать, вечно быть голодным,
год-полтора проскакивают как одна минута,
потому что принадлежишь фильму, и днем,
и ночью, и в праздник, и в выходные, жена,
семья, дети - все по боку - у тебя только
один фильм. И каждый день возникают проблемы,
и ты их должен решать… А ведь нужно еще
и везение, учтите это. Потрясающе… Поэтому,
я вам завидую, потому что вы еще на старте.
И Высшая школа кино и телевидения даст вам
толчок с этого трамплина, а уж куда и как?..
Это зависит не только от знаний, денег и
везения, но и от вас, от вашей творческой
энергии, от вашего потенциала. |
|
Леонид
Ярмольник - народный артист России,
актер, продюсер и телеведущий (на открытии
первого потока Московского отделения
ВШКТ): Открылось новое учебное заведение
- Высшая школа кино и телевидения, надеюсь,
что оно будет отличаться от многих других,
потому что в них многие вещи делаются
формально. Но здесь, в окружении этих
людей, я думаю, что все будет по-настоящему.
Самое счастливое у меня время было,
когда я был студентом театрального училища,
потому что я точно знал, чего я хочу,
я знал, что я хочу работать и учится.
И педагоги, это не те люди, которые
могут
|
вместо
вас что-то сделать. Делать вы будете все
равно все сами. Человек себя делает только
сам - это не откровение. Эти люди, ваши
мастера, педагоги могут только помочь вам
сориентироваться. Передать какой-то свой
опыт. Я ведь, на самом деле, здесь, чтобы
выразить им свою признательность и поздравить
вас, потому что это знаковое дело. Армен
Николаевич уже сказал, я артист, и больше
никто. А продюсером меня сделало время,
просто опять-таки оттого, что было очень
сильное желание осуществить какой-то проект.
Первый мой опыт был достаточно забавный.
Алла Сурикова запустила картину "Московские
каникулы", был еще жив Брагинский,
и он очень хотел, чтобы это кино было снято.
И меня утвердили на главную роль, первый
раз в жизни. Я все играл в основном, ненормальных
и преступников. А тут лирический герой,
я уже счастлив. Мы снимали пять дней, на
пятый день кончились деньги. Это 95-й год.
Деваться было некуда. Я понял, что из всех
окружавших нас людей есть единственный человек,
у которого есть наглость попытаться найти
деньги на эту картину - это я. Вот так все
и началось. И хотя и значусь под этим титром
"продюсер" в пяти-шести картинах,
я всегда это делаю как самодеятельный ходок.
Абсолютно, искренне. Я иду к людям, в наглую
прошу какие-то деньги, чего-то обещаю, гарантирую.
Это и частные инвесторы, это и государство.
Но как артист, я могу сказать, что я никогда
не вру, потому что я свято верю в то, что
я хочу сделать. Пока судьба ко мне благосклонна,
и те картины, которые сделаны, они заслуживают
внимания, это не выброшенные деньги, это
я точно знаю. Я вам очень завидую, по-хорошему.
Мне очень нравится, что вас мало, потому
что много хороших специалистов не бывает.
Я надеюсь, что все, кто сидят сегодня здесь
и получат студенческие билеты, станут будущим
нашего кино. Сегодня, я хочу сказать, что
молодежи много, и многие многое делают,
мне энергия дико нравится, то, что знание
рынка у всех есть, дико нравится. Меня всегда
опечаливает только то, что они иногда делают
все, как в первый раз, совершенно не учитывая
опыт поколений. Иногда молодые артисты очень
плохо шутят. Им кажется, что они такие смешные…ужасно.
Есть люди, которые говорят, да я все знаю,
я знаю, где взять деньги… Как бы им никто
не нужен, ни папа, ни мама, ни учитель.
Они все знают. Как правило, ничего хорошего
не получается. Поверьте мне. Это получается
что-то ужасно легковесное, на уровне телевизионной
эстрады, купленного эфира. Поэтому очень
хочется, чтобы вы по существу вгрызлись
в это, изучили. И потом, самое главное,
не надо становиться американскими продюсерами.
Ценно только то, что имеет наши, российские
корни. Есть такие вещи, которые нигде в
мире сделать не могут, только здесь, только
в России. С нашей болью, с нашей грязью,
с нашим опытом, с нашим талантом и со всем
остальным. Извините за пафос. Поэтому я
вам искренне завидую и желаю удачи.
|
|
Николай
Суменов - советник руководителя Федеральной
службы по культуре и кинематографии
Министерства культуры и массовых коммуникаций
РФ (на открытии первого потока Московского
отделения ВШКТ): У нас действительно
немало киношкол - самые известные ВГИК,
Высшие курсы сценаристов и режиссеров,
во многих университетах искусств открылись
кинофакультеты или киноотделения. Но
что поразительно, дефицит актеров, режиссеров,
сценаристов и продюсеров поразительный.
Кино остро нуждается сейчас в притоке
молодых людей, которых
|
ждут,
и киностудии ждут, и зритель ждет. И то,
что будет сделано в этом доме, я не сомневаюсь,
что это будет новая волна. И когда-нибудь
будут говорить, новая волна, которая пришла
из ВШКТ. И когда мы говорим, что у нас плохая
молодежь, я всегда говорю, вы пойдите в
учебное заведение, посмотрите на тех людей,
которые там учатся. Я смотрю на ваши лица,
на такие пытливые, умные, ясные глаза. И
я абсолютно искренне верю сейчас в то, что
через какое-то время наш кинематограф получит
достойных людей и мы совершим новый исторический
прорыв. В советском кино было несколько
таких звездных мгновений, это 20-е годы
- советский киноавангард, 60-е годы, когда
наше кино стало известно во всем мире, и
сейчас российское кино поднимается, выходит
из системного кризиса. Я надеюсь, что с
вашим появлением, мы будем с гордостью говорить,
что начало второго тысячелетия, будет прямо
связано с вашим вкладом в этот великий кинематограф.
|
|
Владимир
Меньшов - ректор ВШКТ, руководитель
первой режиссерской мастерской ВШКТ,
народный артист России, лауреат премии
"ОСКАР" (на открытии первого
потока Московского отделения ВШКТ):
Что касается профессии режиссерской,
она очень практическая профессия. Я
вас призываю к тому, чтобы вы были к
этому готовы с первой же минуты. Уже
сейчас говорю вам - готовьтесь к тому,
чтобы у вас был отрывок на сценической
площадке. Сегодня же идите в библиотеку
и ищите отрывок, который вы будете репетировать.
Вы его срепетируете, вы его покажете,
я сяду рядом с вами и
|
будем
говорить. Вот это плохо, вот это хорошо.
Ходите в театры, ходите в кино смотрите,
вместе со мною смотрите, мы будем разбираться
и вместе будем учится. В этой профессии
объяснить ничего теоретически нельзя. При
чем качества человеческие для этой профессии
нужны тоже очень разные. Потому что, когда
нам Ромм читал лекции о режиссуре, то начинал
с того, что он не знает что это за профессия,
как ее определить, какие качества нужны
для того, чтобы стать режиссером, что его
бог, Эйзенштейн, говорил "режиссура
- это прежде всего ум". Кто-то исходит
из картинки и делает замечательные картины,
кто-то умеет работать с актерами и складывается
поразительная картина и так далее. Главное
в нашем деле, как можно больше за эти два
года успеть сделать. Снять две работы, сделать
сценические отрывки и набираться знаний,
и даже не знаний, а набираться практики.
Вот там мы будем с вами заниматься режиссурой,
вот только в этом качестве будет профессиональное
обучение, только, когда вы сделаете что-то,
и будете понимать, что вы хорошо или плохо
сделали. Гете сказал, сколько же нужно сделать,
чтобы понимать, что и как делать. Это святые
слова. По-другому ничего не произойдет.
Вы вступаете действительно в крайне замечательную
профессию, которая дает вам возможность
создавать параллельный жизни мир, настолько
же естественный. Это вторая реальность,
она существует. Для кого-то она важнее первой
даже становиться. Вы меняете, вы трансформируете
сознание людей. Еще некоторое время назад
я с тоской смотрел на появляющихся студентов,
ни в этих аудиториях, а других, и думал,
куда они ломятся, эти ребята, хотя кино
никакого нет. Случился, однако, поворот,
мощнейший поворот, и действительно востребованность
сейчас очень сильна, необходимость в этой
профессии существует большая. И если вы
сумеете себя найти в этом деле, то вам обеспечен
хороший фронт работ впереди. Я желаю вам
успеха. |
|
Владимир
Утилов - ведущий историк мирового кино,
заведующий кафедрой киноведения ВГИКа,
доктор искусствоведческих наук, профессор
(на открытии первого потока Московского
отделения ВШКТ): Поздравляю с поступлением,
потому, что самые счастливые годы -
это годы учебы, потом ничего подобного
уже не бывает, хотя бывает очень интересно.
Самое интересное время учебного заведения,
это время его создания и первые годы.
Время экспериментов, поиска, дерзости.
Очень хорошо учиться именно в это время.
Педагоги, мастера, руководство ВШКТ
сделают все,
|
что
умеют и могут, чтобы вы как можно больше
знали и умели. Потому, что бывают режиссеры
и продюсеры умные и не очень умные, но у
них есть чутье, интуиция, они знают что
нужно делать - тогда получаются хорошие
фильмы. Никто не поедет путешествовать без
карты мира или региона где он хочет быть,
вот также и история мирового кино. Вам могут
нравиться или не нравиться те или иные фильмы,
никто вам не будет навязывать своего мнения,
своих приоритетов, но знать, что делали
другие и что когда-то волновало людей -
необходимо. И, кроме того, есть еще одна
очень важная вещь - когда вы смотрите фильм
сделанный другими, вы видите как они чувствовали
мир и его красоту, его уродство, его трагизм
и все остальное, что-то откладывается, и
накапливается опыт. Это не опыт жизненный,
это другой опыт - эмоциональный, он очень
помогает. Поэтому, надо сказать, что условия
работы и учебы в ВШКТ, которые очень необычны,
интересны и дают свободу педагогам и студентам
во многих отношениях, чтобы вы составили
свою таблицу Менделеева, свою картину мира,
свои приоритеты, и шли бы дальше нас, и
делали бы лучше нас, потому что это возможно.
Так что желаю вам удачи. |
|
Сол
Шульман (Австралия) - режиссер, сценарист,
писатель и педагог, работающий и преподающий
во многих странах мира, руководитель
первой мастерской режиссеров неигрового
кино и телевидения ВШКТ (на открытии
первого потока Московского отделения
ВШКТ): Я давно уже слышал про идею
создания ВШКТ, про ее организацию, и,
честно говоря, несколько скептически
к этому относился, мол, знаем мы все
эти планы. И вот сейчас, когда это все
реально, когда вы все здесь, мне очень
приятно и радостно. При том, что я знаю,
какое огромное количество труда было
в
|
это
вложено, и я знаю насколько серьезно к этому
подходили. Я абсолютно уверен, что
ваша школа будет одной из лучших в Москве.
Я уверен, что здесь будут грамотные, кинематографически
грамотные люди. И вот в этот первый день
я от всей души желаю вам успеха. И сегодня
он должен обязательно быть у вас, потому
что вы пришли сюда, я не сомневаюсь, с любовью.
И этот успех будет. Верьте в него. Я был
в контакте со многими киношколами мира,
мне посчастливилось преподавать в Сиднейской
киношколе, и я уверен, в том, что ВШКТ также
станет хорошей маркой, известной во всем
мире. Всех успехов вам.
|
|
|
|