Янус Тот - автор и инициатор создания ВШКТ, президент и генеральный продюсер ВШКТ, руководитель программы ВШКТ для руководителей и ведущих специалистов кино и телевидения "Master of film and television administration (MFTA)", академик НАУ (на открытии первого потока Московского отделения ВШКТ): Наверное, каждый раз, когда создается новое учебное заведение, возникает вопрос - зачем? Зачем ещё одно? Есть простой ответ на этот вопрос -сидящие здесь первые студенты Московского отделения ВШКТ проголосовали за то, чтобы нашей школе быть. Более того, нам

удалось сформировать по-настоящему хороший, крепкий первый поток. Ребята еще этого не знают, они еще познакомятся между собой, но мы их уже всех знаем, с каждым мы пообщались на предварительном отборе и на экзаменах, с некоторыми по два, по три раза, а некоторых, в порядке исключения, даже приняли к себе на работу. Так сказать, практика, не отходя от теории. К сегодняшнему дню шли три года, от идеи к реальности, строили, разрабатывали программы и методики, подбирали людей - педагогов, мастеров и нашли, на наш взгляд, лучших - руководителем первой актерской мастерской стал безусловно главный человек в нашей школе, председатель художественного совета ВШКТ, народный артист СССР Армен Джигарханян, руководителем первой режиссерской мастерской стал ректор ВШКТ, народный артист России, лауреат премии "ОСКАР" Владимир Меньшов, а первую продюсерскую мастерскую возглавил человек, без которого наша школа просто бы не состоялась, научный руководитель ВШКТ, президент Фонда Ролана Быкова, заслуженный деятель искусств России, профессор Армен Медведев.


Армен Медведев - президент Фонда Ролана Быкова, научный руководитель ВШКТ, руководитель первой продюсерской мастерской ВШКТ, заслуженный деятель искусств России, профессор (на открытии первого потока Московского отделения ВШКТ): Действительно, как случилось, так случилось - мы вместе. И в силу разных обстоятельств, о чем я не жалею, я согласился с Янусом Константиновичем, чтоб вести мастерскую продюсеров. Сразу оговорюсь, дело абсолютно новое. Вот коллеги не дадут соврать, что программы, скажем, такой творческой, методически

обоснованной, по подготовке продюсеров просто в мире не существует. Профессия эта к нам пришла, можно сказать, последнее десятилетие. При чем, что ни продюсер, то единственный в своем роде случай. При чем, даже в мировом масштабе. Вот Леонид Исаакович Ярмольник, которого мне очень приятно здесь видеть, уже будучи звездой, стал продюсером, а вот Майкл Дуглас сначала был продюсером, а потом уже стал актером-звездой. Так что складывается по-разному. Конечно это профессия новая. И на первых порах, когда у нас в титрах появилось это слово - продюсер, по сути, это было, как бы перелицованное понятие - директор картины, администратор и так далее. И это тоже. Но, я думаю и верю, что когда мы обращаемся к опыту современного российского кино, вспоминаем таких людей, как Игорь Толстунов, Сергей Сельянов, Владимир Досталь, вспоминая второй раз, Леонид Ярмольник, то за этой профессией проявляется нечто большее, проявляется, я бы сказал, лидерство. Не в обиду режиссерам, каждый занимается своим делом и труд каждого бесценен, но продюсер, по замыслу божьему, мне кажется, - это прежде всего лидер кино, который определяет облик кино, его направления, его поиски. Вот мы с вами вместе и обнаружим этот нерв профессии, нерв призвания, нерв обета продюсерского, нахождение которого чрезвычайно полезно, а можно сказать и так - жизненно важно в первую очередь для нашего российского кино, как впрочем, и для всего мирового кино. Будем экспериментировать. Будем ошибаться. Единственное, я могу обещать, что на наших занятиях не будет скучно. Формальности, как здесь уже было сказано, не будет. Так что вместе будем изобретать если не велосипед, то, наоборот, какие-то суперсовременные средства передвижения. Вот здесь Борис Криштул - один из авторитетов и знатоков истории продюсерского дела, с ним вы также будете встречаться и много полезного почерпнете. Вам потребуется литературная эрудиция, знание актера и оглядка на конкурента. В общем, мы затеваем детектив со счастливым концом. И все вместе этого счастливого финала добьемся.


Борис Криштул - ведущий историк продюсерского дела в России и за рубежом, автор первого учебника по специальности "Кинопродюсер", заслуженный деятель искусств России, доцент (на открытии первого потока Московского отделения ВШКТ): Одно вам скажу - вы вступаете в очень интересное дело. Правда, оно полно таких неожиданных препятствий, проблем, задач, которые может решить только по настоящему влюбленный в эту профессию человек. Поэтому, если вы этим не горите, то все превратиться в абсолютно бесполезное и бессмысленное занятие.

Рвение, горение, желание преодолеть, быть первыми, наперекор всему. Когда Джеку Уорнеру говорили, ты что делаешь, первый звуковой фильм в 27-м году, надо в пять раз занять больше денег, все прогорят. Даже Чарли Чаплин говорил, звук это смерть для кино. Уорнер рискнул и победил. Так что, интереснейшая профессия… Ночи напролет не спать, вечно быть голодным, год-полтора проскакивают как одна минута, потому что принадлежишь фильму, и днем, и ночью, и в праздник, и в выходные, жена, семья, дети - все по боку - у тебя только один фильм. И каждый день возникают проблемы, и ты их должен решать… А ведь нужно еще и везение, учтите это. Потрясающе… Поэтому, я вам завидую, потому что вы еще на старте. И Высшая школа кино и телевидения даст вам толчок с этого трамплина, а уж куда и как?.. Это зависит не только от знаний, денег и везения, но и от вас, от вашей творческой энергии, от вашего потенциала.


Леонид Ярмольник - народный артист России, актер, продюсер и телеведущий (на открытии первого потока Московского отделения ВШКТ): Открылось новое учебное заведение - Высшая школа кино и телевидения, надеюсь, что оно будет отличаться от многих других, потому что в них многие вещи делаются формально. Но здесь, в окружении этих людей, я думаю, что все будет по-настоящему. Самое счастливое у меня время было, когда я был студентом театрального училища, потому что я точно знал, чего я хочу, я знал, что я хочу работать и учится. И педагоги, это не те люди, которые могут

вместо вас что-то сделать. Делать вы будете все равно все сами. Человек себя делает только сам - это не откровение. Эти люди, ваши мастера, педагоги могут только помочь вам сориентироваться. Передать какой-то свой опыт. Я ведь, на самом деле, здесь, чтобы выразить им свою признательность и поздравить вас, потому что это знаковое дело. Армен Николаевич уже сказал, я артист, и больше никто. А продюсером меня сделало время, просто опять-таки оттого, что было очень сильное желание осуществить какой-то проект. Первый мой опыт был достаточно забавный. Алла Сурикова запустила картину "Московские каникулы", был еще жив Брагинский, и он очень хотел, чтобы это кино было снято. И меня утвердили на главную роль, первый раз в жизни. Я все играл в основном, ненормальных и преступников. А тут лирический герой, я уже счастлив. Мы снимали пять дней, на пятый день кончились деньги. Это 95-й год. Деваться было некуда. Я понял, что из всех окружавших нас людей есть единственный человек, у которого есть наглость попытаться найти деньги на эту картину - это я. Вот так все и началось. И хотя и значусь под этим титром "продюсер" в пяти-шести картинах, я всегда это делаю как самодеятельный ходок. Абсолютно, искренне. Я иду к людям, в наглую прошу какие-то деньги, чего-то обещаю, гарантирую. Это и частные инвесторы, это и государство. Но как артист, я могу сказать, что я никогда не вру, потому что я свято верю в то, что я хочу сделать. Пока судьба ко мне благосклонна, и те картины, которые сделаны, они заслуживают внимания, это не выброшенные деньги, это я точно знаю. Я вам очень завидую, по-хорошему. Мне очень нравится, что вас мало, потому что много хороших специалистов не бывает. Я надеюсь, что все, кто сидят сегодня здесь и получат студенческие билеты, станут будущим нашего кино. Сегодня, я хочу сказать, что молодежи много, и многие многое делают, мне энергия дико нравится, то, что знание рынка у всех есть, дико нравится. Меня всегда опечаливает только то, что они иногда делают все, как в первый раз, совершенно не учитывая опыт поколений. Иногда молодые артисты очень плохо шутят. Им кажется, что они такие смешные…ужасно. Есть люди, которые говорят, да я все знаю, я знаю, где взять деньги… Как бы им никто не нужен, ни папа, ни мама, ни учитель. Они все знают. Как правило, ничего хорошего не получается. Поверьте мне. Это получается что-то ужасно легковесное, на уровне телевизионной эстрады, купленного эфира. Поэтому очень хочется, чтобы вы по существу вгрызлись в это, изучили. И потом, самое главное, не надо становиться американскими продюсерами. Ценно только то, что имеет наши, российские корни. Есть такие вещи, которые нигде в мире сделать не могут, только здесь, только в России. С нашей болью, с нашей грязью, с нашим опытом, с нашим талантом и со всем остальным. Извините за пафос. Поэтому я вам искренне завидую и желаю удачи.


Николай Суменов - советник руководителя Федеральной службы по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (на открытии первого потока Московского отделения ВШКТ): У нас действительно немало киношкол - самые известные ВГИК, Высшие курсы сценаристов и режиссеров, во многих университетах искусств открылись кинофакультеты или киноотделения. Но что поразительно, дефицит актеров, режиссеров, сценаристов и продюсеров поразительный. Кино остро нуждается сейчас в притоке молодых людей, которых

ждут, и киностудии ждут, и зритель ждет. И то, что будет сделано в этом доме, я не сомневаюсь, что это будет новая волна. И когда-нибудь будут говорить, новая волна, которая пришла из ВШКТ. И когда мы говорим, что у нас плохая молодежь, я всегда говорю, вы пойдите в учебное заведение, посмотрите на тех людей, которые там учатся. Я смотрю на ваши лица, на такие пытливые, умные, ясные глаза. И я абсолютно искренне верю сейчас в то, что через какое-то время наш кинематограф получит достойных людей и мы совершим новый исторический прорыв. В советском кино было несколько таких звездных мгновений, это 20-е годы - советский киноавангард, 60-е годы, когда наше кино стало известно во всем мире, и сейчас российское кино поднимается, выходит из системного кризиса. Я надеюсь, что с вашим появлением, мы будем с гордостью говорить, что начало второго тысячелетия, будет прямо связано с вашим вкладом в этот великий кинематограф.


Владимир Меньшов - ректор ВШКТ, руководитель первой режиссерской мастерской ВШКТ, народный артист России, лауреат премии "ОСКАР" (на открытии первого потока Московского отделения ВШКТ): Что касается профессии режиссерской, она очень практическая профессия. Я вас призываю к тому, чтобы вы были к этому готовы с первой же минуты. Уже сейчас говорю вам - готовьтесь к тому, чтобы у вас был отрывок на сценической площадке. Сегодня же идите в библиотеку и ищите отрывок, который вы будете репетировать. Вы его срепетируете, вы его покажете, я сяду рядом с вами и

будем говорить. Вот это плохо, вот это хорошо. Ходите в театры, ходите в кино смотрите, вместе со мною смотрите, мы будем разбираться и вместе будем учится. В этой профессии объяснить ничего теоретически нельзя. При чем качества человеческие для этой профессии нужны тоже очень разные. Потому что, когда нам Ромм читал лекции о режиссуре, то начинал с того, что он не знает что это за профессия, как ее определить, какие качества нужны для того, чтобы стать режиссером, что его бог, Эйзенштейн, говорил "режиссура - это прежде всего ум". Кто-то исходит из картинки и делает замечательные картины, кто-то умеет работать с актерами и складывается поразительная картина и так далее. Главное в нашем деле, как можно больше за эти два года успеть сделать. Снять две работы, сделать сценические отрывки и набираться знаний, и даже не знаний, а набираться практики. Вот там мы будем с вами заниматься режиссурой, вот только в этом качестве будет профессиональное обучение, только, когда вы сделаете что-то, и будете понимать, что вы хорошо или плохо сделали. Гете сказал, сколько же нужно сделать, чтобы понимать, что и как делать. Это святые слова. По-другому ничего не произойдет. Вы вступаете действительно в крайне замечательную профессию, которая дает вам возможность создавать параллельный жизни мир, настолько же естественный. Это вторая реальность, она существует. Для кого-то она важнее первой даже становиться. Вы меняете, вы трансформируете сознание людей. Еще некоторое время назад я с тоской смотрел на появляющихся студентов, ни в этих аудиториях, а других, и думал, куда они ломятся, эти ребята, хотя кино никакого нет. Случился, однако, поворот, мощнейший поворот, и действительно востребованность сейчас очень сильна, необходимость в этой профессии существует большая. И если вы сумеете себя найти в этом деле, то вам обеспечен хороший фронт работ впереди. Я желаю вам успеха.


Владимир Утилов - ведущий историк мирового кино, заведующий кафедрой киноведения ВГИКа, доктор искусствоведческих наук, профессор (на открытии первого потока Московского отделения ВШКТ): Поздравляю с поступлением, потому, что самые счастливые годы - это годы учебы, потом ничего подобного уже не бывает, хотя бывает очень интересно. Самое интересное время учебного заведения, это время его создания и первые годы. Время экспериментов, поиска, дерзости. Очень хорошо учиться именно в это время. Педагоги, мастера, руководство ВШКТ сделают все,

что умеют и могут, чтобы вы как можно больше знали и умели. Потому, что бывают режиссеры и продюсеры умные и не очень умные, но у них есть чутье, интуиция, они знают что нужно делать - тогда получаются хорошие фильмы. Никто не поедет путешествовать без карты мира или региона где он хочет быть, вот также и история мирового кино. Вам могут нравиться или не нравиться те или иные фильмы, никто вам не будет навязывать своего мнения, своих приоритетов, но знать, что делали другие и что когда-то волновало людей - необходимо. И, кроме того, есть еще одна очень важная вещь - когда вы смотрите фильм сделанный другими, вы видите как они чувствовали мир и его красоту, его уродство, его трагизм и все остальное, что-то откладывается, и накапливается опыт. Это не опыт жизненный, это другой опыт - эмоциональный, он очень помогает. Поэтому, надо сказать, что условия работы и учебы в ВШКТ, которые очень необычны, интересны и дают свободу педагогам и студентам во многих отношениях, чтобы вы составили свою таблицу Менделеева, свою картину мира, свои приоритеты, и шли бы дальше нас, и делали бы лучше нас, потому что это возможно. Так что желаю вам удачи.


Сол Шульман (Австралия) - режиссер, сценарист, писатель и педагог, работающий и преподающий во многих странах мира, руководитель первой мастерской режиссеров неигрового кино и телевидения ВШКТ (на открытии первого потока Московского отделения ВШКТ): Я давно уже слышал про идею создания ВШКТ, про ее организацию, и, честно говоря, несколько скептически к этому относился, мол, знаем мы все эти планы. И вот сейчас, когда это все реально, когда вы все здесь, мне очень приятно и радостно. При том, что я знаю, какое огромное количество труда было в

это вложено, и я знаю насколько серьезно к этому подходили. Я абсолютно уверен, что ваша школа будет одной из лучших в Москве. Я уверен, что здесь будут грамотные, кинематографически грамотные люди. И вот в этот первый день я от всей души желаю вам успеха. И сегодня он должен обязательно быть у вас, потому что вы пришли сюда, я не сомневаюсь, с любовью. И этот успех будет. Верьте в него. Я был в контакте со многими киношколами мира, мне посчастливилось преподавать в Сиднейской киношколе, и я уверен, в том, что ВШКТ также станет хорошей маркой, известной во всем мире. Всех успехов вам.

©вшкт
Hosted by uCoz